Home Мир цветов История флористики как вида искусства
История флористики как вида искусства PDF Печать E-mail

С древнейших времен люди особенно трепетно относились к живым цветам, считая их посланниками высшего божественного мира. Окружавшие человека цветы часто использовались в ходе различных религиозных обрядов, жертвоприношений и праздников. Обращаясь к богам с просьбой, древние язычники непременно преподносили идолу букет или венок из живых цветов. В Древней Греции для того, чтобы добиться расположения особо почитаемых жителей Олимпа, использовали определенные цветы. Так, Афродите было принято преподносить букеты из мирта, Зевсу – венки с вплетенными в них ветвями дуба, Афине – маслины, а Аполлону – лавр.
Флористика Древней Греции
В Древней Греции при составлении букетов символичными считались как форма композиции, так и входящие в её состав компоненты. Многие из нас считают, что характерной особенностью древнегреческой культуры является монохромность и стремление к приглушенным тонам. На самом деле и скульптуры, и фрески, и архитектура того времени были куда более яркими и многоцветными, чем сейчас это кажется нам. К сожалению, цвета по прошествии многих веков стерлись и потускнели, тогда как гармония формы осталась неизменной. Любуясь идеальными пропорциями творений древнегреческой культуры, мы забываем о том, что жители этого государства видели мир очень предметным, отчетливым и, как следствие, многоцветным.

Античная флористическая культура знаменита, прежде всего, роскошными венками и гирляндами, которые мастера своего дела искусно изготавливали к любому празднику. Современный букет-скипетр, который часто составляют для торжественных или корпоративных мероприятий, тоже родом из Древней Греции – его прообразом в те времена стал жезл Бахуса тису. Античная культура подарила нам ещё одну замечательную традицию: разбрасывать из корзин или шарфов ароматные лепестки живых цветов. В Древней Греции нежнейшие лепестки роз разбрасывали в бассейнах и водоемах, на полу во дворцах, на постелях новобрачных, на улицах городов, приветствуя воинов-победителей. Пестрые лепестки, рассыпанные пушистым ковром, смотрелись очень празднично и ярко, наполняли воздух насыщенным сладким ароматом и, кроме того, являлись естественным антисептиком. Известно, что в золотом дворце императора Нейрона во время приемов и празднеств цветы и их лепестки сыпались на гостей прямо с потолка.

Греки относились к природе и окружающему миру по-философски. Живые цветы в их представлении оказывались образцами по-настоящему гармоничной и естественной красоты, которой они стремились окружить себя во время празднования и в обычной жизни.
Цветы в Римской Империи
Римская и греческая цивилизации имеют много общего, равно как и их культуры. Что касается флористики, то здесь так же можно заметить много схожего. Но есть и отличия: так, в Риме цветочные аранжировки создавались более массивными, сложными, обильно декорированными. В период упадка Римской империи эти характеристики вообще были возведены в доминанту. Но тем не менее здесь мы так же продолжаем говорить о простоте и изяществе классических силуэтов и форм.

Римляне по сравнению с древними греками оказались более практичными людьми, поэтому зачастую аранжировкам из живых цветов они предпочитали красивые цветочные композиции в саду. В Римской империи сады устраивали с размахом, творчески подходя к делу. В этот период, как считают специалисты, произошел значительный прогресс в культуре разведения садов.
Флористика в эпоху средневековья
Ранние периоды средневековья характеризуются почти полным угасанием интереса к флористике. Дело в том, что именно в эти времена церковные власти предпринимали максимум усилий для того, чтобы навсегда оставить в прошлом язычество. Все обряды, хоть как-то напоминающие языческие, были объявлены запретными. Преподнесение букетов в подарок тогда так же стало считаться противозаконным, ведь оно ассоциировалось с древними красочными ритуалами жертвоприношения богам. На долгие годы христиане под гнетом церкви вынуждены были отказаться от цветов: гирляндами нельзя было украшать дома и храмы во время праздника, даже в обычное время украсить обеденный стол вазой с композицией из живых цветов считалось греховным.

К счастью, время подобных крайностей миновало уже спустя несколько столетий, и вот Церковь сама стала проповедовать искреннюю любовь к природе и заботу о всем живом. В 8-10 веках в монастырях стали возникать сады, в которых произрастали чудесные, подчас даже экзотические растения и цветы. Искусство флористики вновь возрождалось к жизни: вспоминались былые традиции и приемы составления праздничных и торжественных композиций из ярких бутонов и ароматной зелени.

Цветы стали со временем активно использоваться в украшении храмов, букеты и венки из них даже возлагали на алтарь. Постепенно отношение к живым цветам менялось и в обществе: вот уже знатные горожане с удовольствием украшали свои дворцы и одежды цветами и гирляндами из них.

В эпоху Средневековья цветы были символами богатства, изобилия и роскоши. В те времена немногие могли позволить себе приобретение недолговечного экзотического чуда: цветов в Европе было мало, а потому стоили они действительно дорого. Высокая цена растений будто бы подстегивала интерес к ним: эпоха позднего средневековья характеризовалась показным излишеством, букеты здесь принято было составлять особенно крупные, пышные и многоцветные. Цветы даже стали облагаться натуральным налогом: регулярно огромные корзины, доверху заполненные благоухающими розами, ветками жасмина и анютиными глазками, направляли своим господам вассалы всех европейских государств.

Розы стали одним из наиболее важных и значимых цветов Средневековья, что особенно явно прослеживается в стилистике готики. Впрочем, розы высоко ценились и в эпоху Ренессанса. Период Возрождения в европейском искусстве характеризовался, прежде всего, проснувшейся внезапно верой человека в красоту и гармонию окружающего мира. В это время художники будто заново открыли для себя цветы: тщательно изучая их, они изображали нежные бутоны и свежую зелень на своих полотнах, копируя растения до мельчайших деталей. Особенно часто художники обращались к образу лилии, которая символически ассоциировалась с чистотой и непорочностью Девы Марии.

В эпоху ренессанса на портретах людей часто изображали рядом с живописными букетами, цветы часто использовались в качестве декоративного элемента орнаментов. Всё это порождало в обществе интерес к цветочным аранжировкам, в результате чего на свет даже появились первые книги с советами о том, как правильно составлять композиции из срезанных цветов.
Букеты позднего средневековья
Слово букет пришло к нам из французского языка, в котором оно первоначально означало аромат, сильный запах. В последствии это слово получило второе значение: связка или пучок срезанных цветов. Именно во Франции, которая во все времена считалась центром искусства и моды, составление аранжировок из живых цветов стало особенно популярным. В те времена букеты составляли, учитывая не только общую цветовую гамму и эстетическую привлекательность композиции, но так же и определенный смысл аранжировки. Во времена правления Екатерины II увидели свет первые книги по флористике, рассказывающие о том, какое значение имеют в букете срезанные цветы. Согласно этим руководствам, красные розы говорили о любви и страсти, тогда как растения с голубыми или синими букетами – о верности, а желтые соцветия – о предательстве и измене.

Традиции ренессанса с его преклонением перед гармонией природы стали со временем терять свою актуальность. В обществе наметился интерес к новой стилистике, которая получила название барокко. Этот термин переводится на русский язык как «искаженный, странный, причудливый». Действительно, появляющиеся в искусстве новые образы были далеки от классических, они свидетельствовали о переменчивости мира и способствовали возникновению более эмоционального контакта со зрителем. Букеты теперь составлялись не жестко закрепленными, а более динамичными и свободными. Листья в основании композиции располагались таким образом, будто бы их только что коснулось нежнейшее дуновение ветерка.

Для барокко характерно стремление к роскоши, которая стала в те времена синонимом красоты. Флористические композиции этого периода изобилуют экзотическими растениями, крупными бутонами и зеленью – более пышные букеты даже сложно себе представить!

С тех пор флористическая мода не раз менялась. На пике популярности оказывались то простые пучки полевых цветов, то сложные декоративные объекты, составленные из экзотических растений и фруктов. Так же более или менее популярными становились те или иные цветы. Классические розы уступали звание королевы флористического мира то чувственным лилиям, то изящным и нежным тюльпанам. Так же ситуация обстоит и сейчас: модные тенденции сменяют одна другую, а каждый сезон всегда приносит что-то новое и неожиданное. Изменилось лишь то, что букет цветов перестал быть роскошью, доступной единицам. Сегодня заказать доставку букета из живых цветов, чтобы порадовать любимого человека, может каждый желающий, причем любой цветок доступен в любое время года, хоть жарким летом, хоть морозной зимой.