Храмовая флористика Печать

Цветы в оформлении центрального светильника — отдельная тема современной флористики.

По словам святого Симеона Солунского, «в храме, как в мире видимом, вешаются светильники, как звезды. Круг светильников (хорос) изображает твердь и круги планет. Кроме того, и другие вешаются сосуды со свечами: одни во образ древнего огненного столпа — в виде столпа и прямые, другие во образ купины, иные во образ колесницы, восхитившей Илию, — колесообразные; одни трисвечные в честь Троицы, каковы трикирии, другие седмисвечные по числу даров (св. Духа), иные двенадцатисвечные в честь апостольского лика, посреди коих ставится одна высшая свеча во образ великого Света — Иисуса. Бывают еще дикирии, знаменующие два естества Его, и светильники односвечные, знаменующие единство Троицы, или указующие на одного какого-либо святого, пред которым они повешены. Ибо и каждый из святых есть Свет по причастию (Света Христова) и душа его есть как бы живая сияющая свеча».

До XVII века в России центральным светильником в храмах был хорос, исполненный в виде  парящего горизонтально круга с лампадами или свечами. Хоросы подвешивались на цепях под куполом церкви или крепились цепями к стенам.

После XVII века хорос в русских храмах уступил место более сложному по конструкции витому многоярусному паникадилу, которое многими уровнями своих светильников символизирует восходящие чины небесной иерархии.
Большинство флористов, попав в пространство еще не оформленного цветами храма, задаются почти мучительным вопросом: каким образом не нарушить, но подчеркнуть великолепие церковного убранства? И всякий раз нужно искать свое решение.

Изготовляется паникадило так: на прочный металлический стержень, подвешиваемый к куполу церкви или храма, нанизываются литые или кованые ярусы паникадила,  внизу традиционно располагают «золотое яблоко», символизирующее плод небесной мудрости. Золотой цвет паникадила достигается тщательным гальваническим золочением или патинированием всех его элементов.

Всякое паникадило уникально по структуре и конструкции. Кольца ярусов могут быть украшены орнаментом из листьев, побегов и цветов, фигурами святых и ангелов, причем каждый элемент конструкции имеет символическое значение.
Основным материалом для изготовления паникадил с древних времен продолжают оставаться сплавы меди (чаще всего бронза), могут быть использованы хрусталь, слоновая кость или натуральный камень, заменившие воск и дерево при изготовлении символических фигур святых и ангелов.
При праздничном богослужении по уставу церкви в храме возжигаются все светильники, в том числе главный — паникадило, цветочное оформление которого составляет сложную задачу и для опытного мастера, но, будучи выполнено, радует прихожан на протяжении долгого времени.
Конечно, паникадило оформляется как часть всей флористической композиции, хоть оно и парит над всем. В цветовой гамме, соответствующей определенному случаю, украшаются оклады икон: цвет красок, наложенных на древесину сотни лет назад, соседствует с раскрывшимися накануне лепестками

Флористика: Галина Кондратьева, Ольга Тихомирова, Нина Михайлова, Елена Кутина, Юлия Пелецкая, Марина Новосёлова, Ольга Катречко, Анна Рудакова, Ольга Никитина, Светлана Щвечкова, Елена Сорокина, Анна Нефёдова, Юлия Иванова, Эллина Гребенщикова, Наталья Котова.