Home Статьи о свадьбе Польская свадьба
Польская свадьба PDF Печать E-mail
Автор: admin   
17.12.2012 10:47

Польская свадьба

Польская свадьба, как и свадьбы других славянских народов, начиналась со сватовства. Родители невесты, перво-наперво хотели узнать, каково материальное положение жениха, а родители жениха хотели узнать, насколько трудолюбива и хозяйственна невестка. Для выполнения этих задач каждая семья прибегала к услугам свата (пожилого мужчины) который в назначенный день (четверг или субботу) под вечер отправлялся сначала в дом жениха, а потом в дом невесты.

Польская свадьба начиналась со сватавства невесты.

Польская церемония сватовства начиналась с двусмысленных вопросов родителям невесты: «Есть ли у вас гусыня на продажу?» или «Не пропала ли у вас корова?» Под птицей и скотиной сваты подразумевали невесту. Называя девушку такими словами, сваты ограждали ее от злых духов, которые услышав ее настоящее имя, могли похитить девушку. Получив положительный ответ, сват принимался за хвалебную речь, в которой восхвалял жениха и его семью. После продолжительной речи он ставил на стол бутылку водки и ждал, когда родители невесты возьмут ее. Если родственники девушки не прикасались к водке, значит, свадьбе не бывать. А уж если взяли, да открыли, да еще и налили, значит, свадьба будет. Получив одобрительный ответ насчет бракосочетания, сват отправлялся в дом жениха, за его родителями.

Когда две семьи собирались вместе они обсуждали приданое, в которое входила не только домашняя утварь и бытовые принадлежности, но и скот. После распределения приданого, родители невесты отправлялись в гости к жениху, где тщательнейшим образом осматривали его хозяйство и скот. Случалось порой, что небогатый жених пригонял в свой хлев скот соседей, чтобы в глазах невестиной родни выглядеть зажиточным, но когда его умысел раскрывали, его ждал позор. Поэтому польские женихи предпочитали, сначала состояние нажить, а уж затем и свадьбу играть.

польская свадьба

После процедуры сватовства, родственники со стороны жениха собирались в доме невесты. Здесь проходил обряд обручения. Именно после проведения этого обряда, еще до католического венчания и родственники, и односельчане признавали молодожен законной парой. Во время обручения жених и невеста сидели за столом напротив друг друга. Сват клал руки невесты на руки жениха и накрывал ими каравай хлеба (или яблоко), прикрытый расшитым платком. Полотенцем или платком сват связывал руки молодых и раздавал каждому из них по кусочку хлеба. Затем хлебом угощались все гости. После хлебной церемонии молодые обменивались подарками (венками, колечками). Жених преподносил невесте в дар башмачки, а она ему расшитую рубаху. Обряд обручения считался состоявшимся.

Далее на протяжении трех воскресений в сельском костеле оглашалась грядущая свадьба. Жених выступал в роли глашатая и созывал на свадьбу абсолютно всех. Почетных и пожилых жителей села, молодожены лично приглашали на свадьбу, выражая им свою признательность через поклоны и объятия. Подвенечные наряды были прерогативой жениха. На свои сбережения он приобретал для невесты праздничную рубашку, белье. В свою очередь невеста ткала из полотна мужскую рубашку, брюки и белье. В качестве знаков отличия жених прикалывал на рубашку небольшой букетик цветов, а невеста венок (символ целомудрия). Во время свадебного приготовления молодые собирали дружины, в которые входили родственники и друзья каждого из них.

Польская свадьба начиналась в воскресенье и длилась несколько дней.

На протяжении столетий каждая польская свадьба начиналась в воскресенье. Она длилась несколько дней, а то и недель. За день до церемонии невеста лично обходила всех гостей. И на свадьбу приходили только те, кого она позвала вторично. После невестиного приглашения жители села выходили на улицу и били старые глиняные горшки и посуду. Рано утром невеста должна была выйти на улицу с метлой и вымести накопившийся мусор. После уборки, невеста отправлялась в отчий дом, где в компании подружек и сестер ждала приезда жениха. В это время польский пан в компании друзей во весь опор мчался к дому суженой. На нем была надета сшитая невестой белоснежная рубаха, к вороту которой была приколота брошь с кораллом. Он был подпоясан широким кушаком, а на голове носил шапку с павлиньим пером. Старший дружка держал в руках длинную жердь, на конце которой висел свадебный венок. По приезду в село невесты, друзья жениха в компании музыкантов проходили по улицам и созывали всех на пир. Жених входил в дом невесты, где становился свидетелем обряда расплетания косы. Церемонию расплетания всегда выполнял сват. Невеста была одета в две рубахи, одна праздничная, вторая повседневная. За пояс она прятала кусочек льна, монетку, краюху хлеба и сахар. Каждый из этих предметов сулил будущей семье достаток и благополучие. Оставив косы в родительском доме, невеста с женихом и дружками отправлялись в костел, на церемонию венчания. Но прежде чем незамужняя девушка покинет отчий дом, она должна была проститься со всей утварью в нем находящейся.

Католическое венчание мало чем отличается от иных христианских конфессий. Когда жених и невеста объявлялись мужем и женой они проходили через коридор друзей, которые рассыпали над их головой зерно. Свадебная процессия направлялась в дом невесты.

Созванные гости и родственники, друзья и музыканты входили в дом и располагались за праздничными столами. В качестве свадебного пирога поляки пекли калач или каравай. Его украшали фигурками сватов, птиц, цветов. Свадебный стол был очень многообразен и включал в себя не только хлебобулочную продукцию (караваи, пироги, хлеба), но и много похлебок, мясных блюд, колбас. Зелень была представлена во всем многообразии. Из свадебных напитков особое место занимало пиво. Поляки издревле славились своим умением варить пиво, а уж на свадьбу и подавно. Вкусные и сочные запахи наполняли все вокруг приятным ароматом, который пробуждал не только аппетит, но и сон гнал прочь. После того как гости вкусили свадебных угощений, музыканты приглашали всех в круг. Подружки невесты танцевали с женихом, а невеста с дружками. Песни и танцы длились до утра, а после первой брачной ночи, которая является священным таинством, свадебные гуляния возобновлялись с новой силой.